Под афазией подразумевают приобретенное нарушение речи, которое является результатом органического поражения речевого центра коры головного мозга. Причиной заболевания является поражение разных отделов неокортекса опухолями, инсультами, воспалительными заболеваниями, травмами головного мозга.
У детей афазия обусловлена повреждением или задержкой развития речевой функции, которая связана с биологическим созреванием головного мозга в младенчестве и раннем детстве.
Для афазии характерным является обеднение лексикона, изменение структуры речи, неспособность больного сформировать простые предложения. Бывают случаи, когда пациент понимает значение того или иного предмета, но он не в состоянии произнести его название. Для того, чтобы в полном объёме узнать о болезни необходимо ознакомиться с формами афазии и некоторые из них рассмотреть подробней.
Сенсорная афазия является речевой агнозией. Для неё характерна частичная или полная утрата понимания речи при сохранении слуха. Пациент слышит то, что ему говорят, но не понимает смысла слов. Звуки речи он воспринимает как нечленораздельный шум. В некоторых случаях понимание речи отсутствует вообще. При сенсорной афазии можно наблюдать у пациента недостаточность моторной речи, которая проявляется нарушением структуры слов, их повторений, наличием парафазий.
Также для этого заболевания характерно: логорея, нарушение контроля над собственной речью, повышение речевой активности с отчуждением смысла слов. При сенсорной афазии у человека возникают проблемы, как с чтением, так и с письмом (перестановка слов и слогов, искажение смысла слов, пропуски).
При локализации патологического очага в зоне Вернике (задняя треть верхней височной извилины) возникает сенсорная(акустико-гностическая) афазия. Основным дефектом, который сопровождает афазию Вернике, является нарушение синтеза и анализа, фонематического слуха, что в результате приводит к потере понимания обращённой речи. Если очаг поражения распространяется на теменную область левого полушария, то заболевание сопровождается нарушением способности счета — синдромом акалькулии.
Когда поражается височно-теменно-затылочная область левого полушария происходит симптомокомплекс семантической афазии (происходят нарушения в понимании сложных логико-грамматических конструкций, которые выражают пространственные отношения (справа, слева, спереди, сзади). При этом пациент забывает слова, но ели ему подсказать слог или звук, то он будет в состоянии воспроизвести всё слово.
Афазия после инсульта: виды, лечение, упражнения
Когда пожилой человек пытается что-то объяснить родственникам, а у него получается или бессмысленный набор звуков, или совершенно неподходящие для ситуации слова, это называется афазией. Основная ее причина у людей старшего возраста – мозговой инсульт, в результате которого отмирают клетки в одном или нескольких центрах мозга, отвечающих за речь. И чтобы Ваш пожилой родственник не получил тяжелой депрессии и не стал предпринимать суицидальных попыток, связанных с афазией после инсульта, необходимо как можно раньше начинать ее лечение. Большая часть лечебных мероприятий ложится на плечи родных больному людей.
Причины возникновения афазии
Основные причины возникновения афазии:
- черепно-мозговые травмы;
- кровоизлияния;
- воспаление, инфекционные заболевания мозга (менингиты, энцефалиты);
- опухолевые образования;
- ухудшение циркуляции крови в мозгу в результате проблем с сосудами.
Тяжесть нарушений речи зависит от:
- обширности повреждений;
- особенностей ухудшения циркуляции крови в тканях мозга;
- состояния участков мозга, воспринимающие на себя функции пораженных центров.
Из-за чего при инсульте возникает афазия
В человеческом мозге имеется несколько связанных между собой центров, отвечающих за устную речь: за ее понимание, воспроизведение, анализ сложных речевых конструкций, возможность построения правильных предложений. Все они связаны между собой нервными волокнами, и расположены, в основном, в центральной части мозга, а также в височной и теменной долях. Часть этих речевых центров симметрична в обоих полушариях (то есть они дублируются в каждом из них), но есть и такие участки, которые у правшей имеются только в левом полушарии, а у левшей – в правом.
Когда происходит инсульт, отмирает какой-то участок мозга. Если гибель произошла в одном из речевых центров, или повредились нервные окончания, связывающие эти зоны, развивается афазия. Таким образом, афазией называется нарушение понимания или воспроизведения уже сформированной устной речи, иногда вплоть до полного ее отсутствия. Если нарушение касается письменной речи, то такой неврологический синдром уже будет носить другое название (алексия, аграфия).
Сопутствующие заболевания
Сенсорная корковая афазия часто сопровождается правосторонней полной гемианопсией или верхнеквадрантной гемианопсией, в некоторых случаях отмечается небольшое сглаживание правой носогубной складки — каких-либо других нарушений обычно нет. Речь, полная неологизмов и парафазии, возбужденное состояние и отсутствие неврологических симптомов иногда заставляют заподозрить психическое заболевание МДП. Правильный диагноз можно поставить на основании других характерных признаков афазии и отсутствия психического заболевания до её развития.
Как распознать афазию
Афазию после инсульта можно распознать по различным симптомам, сочетание которых дает возможность выделить несколько видов этого синдрома.
Так, об афазии сенсорного характера (Вернике), можно говорить, если у больного присутствует:
- непонимание обращенной речи;
- непонимание иносказаний, поговорок, пословиц;
- жалобы на то, что все вокруг стали говорить как будто «на иностранном языке»;
- забывание начальной части длинного предложения собеседника, утрата понимания длинных речевых конструкций, что побуждает больного задавать вопросы относительно выскользнувших из памяти слов.
При этом собственное предложение больной сформулировать может. И хоть оно и будет немногословно, без описательных оборотов, но смысл в нем будет присутствовать.
Если после инсульта развилась мнестическая афазия, пожилой человек:
- может удержать в памяти только нескольких слов из прослушанной фразы;
- начав говорить, забывает, о чем хотел сказать;
- говорит медленно, тщательно подбирая слова;
- заменяет одни слова другими, не подходящими по смыслу.
Это – акустико-мнестическая афазия. Бывает также оптико-мнестический вид синдрома, тогда:
- человек может прочитать заголовки в книгах или газетах, но смысл самого текста теряется;
- ему трудно не только описать то, что он видит (в окружающем мире или на изображении), но и называть предметы.
Выделяют также амнестическую афазию, развивающуюся при инсульте теменно-височной доли. В этом случае человек забывает, как называются отдельные предметы, но помнит, для чего они нужны. Такой больной вместо «ручка» может сказать «штука, которой пишут», и тому подобное.
Не сразу заметна семантическая афазия. В этом случае человека, перенесшего инсульт, ввергают в ступор длинные предложения, описывающих логические действия, пространственные отношения.
Все указанные виды синдрома – афазия Вернике, мнестический, семантический и амнестический виды – объединяются под общим названием «сенсорная афазия», когда у человека после инсульта имеются затруднения с пониманием речи. Зачастую сам больной не понимает, что он говорит.
Второй основной тип заболевания – моторная афазия. В этом случае человек, напротив, отлично понимает обращенную речь, но воспроизвести ее не может, от чего очень страдает морально. Моторная афазия делится на 3 вида:
- Афферентная моторная афазия. В этом случае больной путает похожие глухие и звонкие согласные, переставляет местами звуки в словах.
- Динамическая афазия. Больной понимает обращенную речь и пытается ответить, но слова в его предложении настолько стоят не на своих местах, что вся фраза теряет смысл. Человек это слышит и понимает, но исправить не может, из-за чего страдает.
- Афазия Брока. Она возникает у людей, утративших вследствие инсульта участок мозга вблизи лобной доли левого полушария (там находится центр Брока, отвечающий за согласованность движений, благодаря которым воспроизводится речь). Это характеризуется изменением стиля общения: человек говорит отдельными словами, делает между ними, и даже между отдельными слогами паузы, так как ему трудно переключаться с одного слога на совершенно непохожий. Писать и читать такой человек начинает с грубыми ошибками. Он может повторять один и тот же слог все время, называть слова, противоположные по значению, говорить неразборчиво.
Речь больного моторной афазией очень краткая, состоит почти из одних существительных и глаголов, между которыми человек делает паузу. Он может повторять один слог (например, «ла») или звук (например, мычать), пытаясь с помощью интонации вложить в него смысл. Во время беседы такой человек часто плачет, так как он страдает от того, что неспособен донести свою мысль.
Диагноз моторной афазии должен ставить врач-невролог, так как в быту может быть трудно отличить именно этот синдром от того, который называется дизартрией. Дизартрия возникает при поражении центров мозга, которые несут команду к мышцам, участвующих в формировании речи (движении языка, губ, голосовых связок). Больные с дизартрией понимают обращенную речь и правильно строят предложения. Но из-за изменения их тембра голоса и невозможности произнести отдельные звуки их речь становится неразборчивой. Если к этому присоединяется нарушение дыхания, это вынуждает больного пожилого человека разговаривать короткими предложениями. Описания, прилагательные, наречия из речи не пропадают.
Как лечить афазию
Как всех учат с детства, «нервные клетки не восстанавливаются». На самом деле это не совсем так: даже у глубоких старцев между живыми нейронами могут образовываться новые связи – «мостики», по которым информация будет идти от нервной клетки с одной стороны от очага инсульта до нейрона на другой стороне. Но для этого нужны:
- ежедневная деятельность, которая станет задействовать участки мозга, находящиеся рядом с погибшей зоной;
- достаточное кровоснабжение мозга, особенно в пострадавшей области;
- обеспечение головного мозга необходимым количеством кислорода;
- устранение дополнительных хаотичных импульсов, которые возникают в мозге при стрессе и мешают направить поток импульсов в область возле очага погибших клеток. Стресс при афазии вызывается тем, что человек понимает свою неспособность донести свою мысль до окружающих.
По этим принципам лечится и афазия после инсульта. Начинать ее нужно как можно раньше – как только будет купирован отек мозга, который проявляется угнетением сознания (от сонливости до комы), судорогами, галлюцинациями.
- начата как можно раньше;
- проводиться ежедневно, в том объеме, который больной может осилить;
- направлена на коррекцию не только устной, но и письменной речи, если такой синдром имеет место у Вашего родственника.
В некоторых случаях афазия после инсульта может купироваться самостоятельно, но это бывает крайне редко, поэтому на такой исход не стоит рассчитывать. В основном, лечение этого синдрома – процесс длительный и кропотливый, требующий от родственников большой отдачи.
Рассмотрим каждый вид терапии подробно.
Медикаментозное лечение
Оно назначается врачом-неврологом стационара, где лежит больной с инсультом, и начинает проводиться в максимально ранние сроки. Медикаментозная терапия включает препараты, улучшающие доставку кислорода и полезных веществ к мозгу, упрочивающие в нем нервные связи, оптимизирующие в нем обмен веществ. Это:
Смотрите также:
- «Церебролизин» («Семакс»);
- «Глиатилин» («Холитилин», «Церетон»);
- «Сомазина» («Цераксон»);
- препараты янтарной кислоты «Цитофлавин», «Реамберин», «Мексидол»;
- витамины B-группы: «Нейромидин», «Мильгамма».
Эти препараты применяются в комплексе, по той схеме, которую практикует данное лечебное учреждение. Вначале их вводят внутривенно и внутримышечно в течение 1-3 недель. Далее переходят на таблетированную форму этих медикаментозных средств.
Кроме указанных препаратов больному вводят те лекарства, которых требует его состояние. Поэтому, если афазия после инсульта дополняется другими, более опасными для жизни нарушениями, комплекс лечения непосредственно нарушения речи «урезается» — для уменьшения лекарственной нагрузки на внутренние органы.
Физиотерапия
Для лечения афазии после инсульта проводятся физиотерапевтические процедуры, направленные на улучшение мозгового кровообращения. Это:
- иглорефлексотерапия;
- электромиостимуляция (воздействие импульсами тока) мышц, участвующих в артикуляции;
- воздействие на кору мозга магнитным полем.
Занятия с логопедом
Купированием афазии после инсульта занимается особый логопед – афазиолог. Обычно эти специалисты работают в том же лечебном учреждении, которое занимается лечением инсульта, но в некоторых случаях родственникам приходится самостоятельно искать такого специалиста.
Начинаться занятия с афазиологом должны еще в условиях неврологического отделения, через неделю после того, как больного переведут из палаты интенсивной терапии. Этот врач тренирует перенесшего инсульт пожилого человека в течение сначала 5-7 минут, постепенно увеличивая время занятий до 15 минут. Он работает по такой схеме:
- Строить с больным диалог.
- Добиваться понимания.
- Тренировать чтение.
- Вспоминать навыки письма.
Прежде, чем приступить к занятиям с больным сенсорной афазией, если он не понимает своего состояния, его просят написать слово (обычно он пишет набор букв), затем – прочитать его. Общаются с ним мимикой и жестами. На листке с набором букв подчеркивают карандашом или ручкой.
Афазиолог должен показать родственникам упражнения, которые он выполняет с больным, чтобы они могли вечером их повторять.
Примеры упражнений:
- Раздувание щек.
- Облизывание языком попеременно то верхней губы, то нижней.
- Вытягивание губ трубочкой, после чего нужно продержать их в таком положении на 5 секунд, потом – расслабить.
- Движения языком: к кончику носа – к подбородку.
- Попытки перед зеркалом сложить язык трубочкой.
- Нижнюю челюсть выдвинуть вперед и вверх, чтобы зубами захватить верхнюю губу. Потом сделать то же самое с нижней челюстью.
- С закрытым ртом нужно пытаться достать языком до язычка.
- Цоканье языком по нёбу.
- Изображение поцелуев.
- Произношение простых привычных слов.
С афазиологом разучивают фразу или слово, с которого можно начать общение, «вспоминают» счет от 1 до 10 и в обратном порядке.
Эффективна в лечении афазии мелодико-интонационная терапия: во время пения артикуляция улучшается – появляется уверенность в своих силах. Начинают пение со знакомой песни, всячески поддерживая больного, даже если ни одного внятного звука он произнести не смог.
При сенсорной афазии помогают тренировки с карточками, на которых нарисованы картинки. Можно пользоваться специальными компьютерными программами (например, программа для логопедов авторства Рябцун) или приложениями на телефоне. Афазиолог просит больного объяснить, что он хочет сказать, с помощью картинок. Также, если человек путает буквы в словах, просит показать, где, к примеру, изображена «бочка», а где «почка».
Диагностика
Диагностикой занимается врач-психиатр совместно с логопедом. После того, как больной придет в сознание, с ним начинается диагностическая работа. Сначала врачи беседуют с больным. В ходе беседы специалисты выслушивают речь и исследуют понимание обращенных слов к больному.
Обращается внимание на речевую продукцию, число сказанных за минуту слов, наличие повторов слов и фраз, длительность фраз и их структура. Учитывается нарушение падежей, наличие союзов, предлогов. Оценивая структуру повествования, врачи параллельно смотрят на моторную функцию: проводится оценка
Сенсомоторная афазия после инсульта
По степени опасности для жизни и здоровья человека нарушения мозгового кровообращения можно поставить в один ряд с онкологическими болезнями. В большинстве случаев инсульт приводит к инвалидности. Как известно, поражение клеток головного мозга негативно отражается на качестве жизни пациента, лишая его контроля над собственным телом, в т. ч. возможности ходить, говорить, воспринимать общение.
Причина нарушения речи
Сенсомоторная афазия после инсульта является одним из самых серьезных осложнений. Полная или частичная потеря речи возникает при угнетении отдельных мозговых функций, снижения активности конкретных участков коры. Сенсомоторная афазия также может являться следствием травм, указывать на наличие доброкачественных или злокачественных опухолей, энцефалита, менингита. В отличие от других речевых нарушений, возникающих при поражении головного мозга, данная форма считается самой тяжелой. Сочетание симптомов сенсорной и моторной афазии – это с трудом поддающееся лечению последствие перенесенного инсульта, поскольку связано оно с развитием патологического процесса в полушарии, ответственном за речь и двигательную активность.
Классификация детских афазий
Все афазии, встречающиеся у детей, официально делят на две группы. В первую входят патологии, которые развиваются в результате изменения тканей головного мозга на структурном или органическом уровне. Это нарушения речи, возникающие из-за опухолей, сосудистых патологий, травм, отравлений медикаментами или ядами и т.д. Все патологии разбиваются на несколько подгрупп в зависимости от локализации очага основного заболевания. У каждой формы есть свои особенности, для них свойственны характерные клинические проявления, что нужно учитывать в ходе терапии.
Вторую группу представляет приобретенная эпилептическая афазия (синдром Ландау-Клеффнера). Речевые расстройства в этом случае становятся последствием патологической эпилептической активности головного мозга. Состояние не сопровождается изменением структуры нервной ткани. В редких случаях механизмы развития, характерные для обеих групп, сочетаются и выливаются в один недуг. Это существенно утяжеляет ситуацию, усугубляет клиническую картину, ускоряет прогрессирование патологии.
Какими симптомами проявляется заболевание?
Почему вообще возникает сенсомоторная афазия, что это такое? После инсульта в некоторых случаях нарушается функциональность нижней лобной извилины, обеспечивающей человеку способность произносить слова. Параллельно с развитием данной патологии происходит сбой в корковой области головного мозга, в частности верхней доли височных отделов обоих полушарий, что приводит к потере способности понимания смысла речи. Больной не перестает слышать себя и окружающих, но воспринимать слова больше не может.
Второе название заболевания – акустико-гностическая афазия. Прогрессирование недуга приводит к спонтанно появляющейся речи, которая при отсутствии лечения больше становится похожей на нечленораздельное мычание. Степень утраты способностей правильно говорить и распознавать сказанное окружающими определяется серьезностью мозгового поражения и индивидуальными особенностями человека. При тотальной или грубой сенсомоторной афазии, подразумевающей нарушения всех речевых функций, могут встречаться и другие симптомы. Самыми распространенными проявлениями считают:
- рассеянность;
- сонливость;
- апатию к происходящему;
- неспособность к концентрации внимания;
- частичный паралич мышц тела.
Что может помешать выздоровлению?
Шансы пациента на восстановление при сенсомоторной афазии зависят от ряда факторов, к которым относят общее состояние больного, наличие сопутствующих заболеваний и эффективность применяемой реабилитационной терапии. Действительно, вернуть утраченную возможность говорить и понимать речь намного сложнее, если у больного:
- случилось повторное кровоизлияние;
- диагностирован атеросклероз, артериальная гипертензия или другие сердечно-сосудистые заболевания;
- нередко возникают ишемические атаки;
- прогрессирующий сахарный диабет.
Как вернуть речь после инсульта: методы терапии
Как минимум в двух направлениях лечат моторную и сенсорную афазии после инсульта. Логопедия и консервативная медицина — основные способы восстановления речевой функции.
- нейрохирургическое лечение (в т. ч. при наличии абсцесса, внутричерепной гематомы),
- курс ЛФК;
- физиотерапевтические процедуры;
- массаж;
- сеансы психологического воздействия.
Провоцирующие факторы
Причин возникновения и прогрессирования сенсорной афазии существует немало. По мнению медиков, аномалия развивается на фоне:
- Травмирования ГМ.
- Лейкоэнцефалита.
- Энцефалита.
- Наличия опухолев-го поражен-я определенных участков неокортекса.
- Заболеван-я Пика.
- Инсульта.
- Воспалительн-го процесса.
Кроме этого аномалия может быть спровоцирована различными психическими расстройствами.
Лекарства для стимуляции мозгового кровообращения
Итак, начать, пожалуй, следует с препаратов, которые назначают пациентам с расстройством речевой функции. Курс медикаментов состоит, как правило, из нейротрофических лекарственных средств, действие которых направлено на нормализацию обменных процессов в головном мозге и повышение кровообращения. При тотальной афазии врачи прописывают:
- «Пирацетам» — ноотропный препарат, применяемый при речевых и когнитивных нарушениях. Продолжительность курса определяется неврологом и чаще всего составляет от 2 до 6 месяцев. Лекарство применяют инъекционным путем, вводя внутривенно или внутримышечно.
- «Пиритинол» — активирует холинергические процессы в головном мозге. После инсульта при афазии назначается на 3-4 месяца.
- «Вазобрал» — комбинированное лекарственное средство, активные компоненты которого стимулируют работу центральной нервной системы. Длительность курса составляет в среднем 2-3 месяца.
- «Церебролизин» — препарат ноотропного поколения, обеспечивает метаболизм, нейропротекцию, функциональность нейромодуляции и нейротрофической активности. Курс терапии может достигать 12 месяцев.
СВОЕОБРАЗИЕ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ СО СЛОЖНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ
СВОЕОБРАЗИЕ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ СО СЛОЖНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ
Весь окружающий мир ребенок познает с помощью органов чувств. Сенсорная (от лат. «sensus» — чувство, ощущение) система: слух, зрение, осязание, обоняние) — это датчик восприятия окружающего мира. Это система, которая считывает информацию извне, опираясь на раннее сформированные сенсорные эталоны. Восприятие формируется на основе синтеза разных ощущений: слуховых, зрительных, тактильных, кинестетических, обонятельных и др. Познание окружающей действительности у детей начинается с анализа информации, которую они получают при визуальном наблюдении, в звуках, запахах, различных вкусах и т. д. Сенсорное развитие представляет собой развитие ощущений и восприятий, представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Информация от них анализируется в соответствующих отделах головного мозга и выдает целостную картину.
Сенсорному развитию детей с различными нарушениями в развитии уделяли большое внимание такие известные ученые-исследователи как И. М. Сеченов (1952), П. Ф. Лесгафт (1956), Л. С. Выготский (1983), И. А. Соколянский (1989), Н. А. Бернштейн (1990), Lauren J. Lieberman, Jim F. Cowart, (1996); Н. П. Вайзман (1997), У Кислинг (2010) [4, 7] и др. Все они сходятся во мнении, что взаимодействие органов чувств необходимо для движения говорения и игры, — это фундамент более сложной интеграции, сопровождающей чтение, письмо и адекватное поведение. Чтобы нормально развиваться и работать мозг нуждается в постоянном поступлении сенсорной информации.
Основными подсистемами сенсорной системы человека являются:
зрительная — система, обеспечивающая выполнение сложнейших зрительных функций, предполагает различение объектов окружающего мира по цвету, форме, размеру, направлению движения. Это самый мощный источник информации о внешнем мире;
слуховая система — одна из важнейших дистантных сенсорных систем человека в связи с возникновением у него речи как средства межличностного общения. Акустические (звуковые) сигналы представляют собой колебания воздуха с разной частотой и силой. Они возбуждают слуховые рецепторы, находящиеся в улитке внутреннего уха. Рецепторы активируют первые слуховые нейроны, после чего сенсорная информация передается в слуховую область коры большого мозга через ряд последовательных отделов, которых особенно много в слуховой системе;
вестибулярная — система поддержания равновесия, она воспринимает сигналы о положении тела и головы в пространстве, изменений скорости и направления движения, обеспечивает единую функцию восприятия и ориентировки в пространстве. Вестибулярная система играет наряду со зрительной и соматосенсорной системами ведущую роль в пространственной ориентировке человека;
тактильная — система кожной чувствительности. Включает в себя тактильные ощущения (различение предметов по фактуре — гладкое/шершавое, твердое/мягкое), осязательные ощущения (определение формы предмета на ощупь — плоское/объемное), температурные характеристики (тепло/холод), вибрационные. К тактильным ощущениям относятся также: давление и движение воздуха и одежды, трение, возникающее от прикосновения с игрушками, спортивным инвентарем, бытовыми предметами и пр. Тактильная система является самой большой сенсорной системой, значительно влияющей на поведение, как физическое, так и психическое;
проприоцептивная — система, обеспечивающая кинестетическое восприятие (мышечно-суставное чувство), с помощью которого контролируется положение тела в пространстве и взаиморасположение его частей. Кинестетические ощущения — это такие сигналы, которые возникают при сокращении и растяжении мышц, а также при изменении положения суставов (сгибание, разгибании, отведении, приведении и т. д.). Проприоцепторы расположены в мышцах, сухожилиях и связочно-суставном аппарате. Информация, поступающая от проприоцепторов, позволяет контролировать позу и точность произвольных движений, дозировать силу мышечных сокращений при противодействии внешнему сопротивлению. Известно, что сенсорно-перцептивное чувство является базовым для развития ребенка. Поэтому сенсорное развитие, неразрывно связано и является основой его психофизического развития.
Американская исследовательница и терапевт Э. Дж. Айрес в своей книге «Ребенок и сенсорная интеграция» (2009), дает определение понятию «Сенсорная интеграция». Исходя из трактовки автора, сенсорная интеграция — это взаимодействие всех органов чувств, всего тела и мозга. Центральная нервная система, и особенно головной мозг, устроены так, что они могут организовать бесчисленные кусочки сенсорной информации в целостную систему. Она организует информацию, полученную с помощью органов чувств (вкус, вид, звуки, запах, цвет, величина, прикосновение, движение, воздействие силы тяжести и положение в пространстве), а также формирует базу для теоретического обучения и социального поведения. О сенсорной интеграции свидетельствует, например, то, что все виды сенсорных импульсов сходятся в вестибулярном ядре и ретикулярной формации мозгового ствола. Затем часть этого потока направляется в таламус в верхней области ствола для последующей интеграции. Завершается сенсорная интеграция в полушариях мозга, где данные от отдаленных рецепторов — зрительных и слуховых -обрабатываются, превращаясь в точные перцептивные образы и ассоциации. Ряд авторов [1, 2 и др.] описывают механизмы влияния вестибулярной активности на обработку зрительных и слуховых сигналов в коре головного мозга указывают на взаимосвязь слухового и вестибулярного анализаторов прослеживается в анатомическом единстве: периферическая часть слуховой системы находится в лабиринте, там же, где находятся периферические рецепторы, воспринимающие вестибулярные раздражения. Вестибулярная система формирует связь между телесными ощущениями и внешними событиями. Известно, что тактильные ощущения поступают в головной мозг от каждого миллиметра кожи и идут почти во все области мозга. При отсутствии тактильных контактов нервная система, как правило, не может работать сбалансировано. В связи с этим нарушение почти в любой части мозга, скорее всего, скажется и на тактильной чувствительности. Сенсорные функции [3] развиваются в тесной связи с двигательными навыками, формируя целостную интегративную деятельность — сенсорно-моторное поведение, лежащее в основе развития интеллектуальной деятельности и речи.
Вся жизнь ребенка связана с бесконечным восприятием окружающего мира, с его красками, звуками, формами. В связи с этим, развитие сенсорно-перцептивных базовых эталонов является важным в развитии и воспитании всех категорий детей, особенно детей со сложными нарушениями развития. Дети со сложными нарушениями развития — это, как правило, дети с врожденной сочетанной патологией первичного генеза, у которых преимущественно отмечаются аномалии органов чувств (главным образом зрения и слуха), а значит, они с первых дней своей жизни воспитываются в условиях сенсорной и двигательной депривации. Анализ научно-методической литературы, практика обучения и воспитания, педагогические наблюдения за этими детьми позволяют выделить некоторое своеобразие сенсорной интеграции детей со сложными нарушениями развития.
Одной из причин нарушения сенсорной интеграции может быть недостаток сенсорных (тактильных, зрительных, слуховых) стимулов. В зарубежных исследованиях [10 и др.], показано влияние сенсорной депривации на сенсомоторное развитие, эмоциональность, адаптивность и т. д. И. А. Шаповал [цит. по 7], в свою очередь, отмечает, что в результате недостаточности сенсорного анализа может быть нарушен процесс осмысления построения двигательного действия. В нейрофизиологических исследованиях детей рассматриваемой категории установлены отклонения от нормы формирования механизмов зрительного и слухового восприятия. Эти дети имеют не только более выраженную задержку сенсомоторного развития по сравнению с детьми без сенсорного нарушения, но и вторичную задержку в психоэмоционально-волевом и когнитивном развитии.
Кожная чувствительность и двигательная память становятся у детей с бисенсорными нарушениями (у слепоглухих) особым способом познания окружающего мира. Например, Соколянский И. А. [8] описывал, как легко слепоглухие дети находят окна и двери в незнакомом помещении благодаря восприятию кожей лица изменений воздушной волны и температуры, излучаемой окном. Тактильная чувствительность позволяет им воспринимать предметы только касанием и действием с ними в непосредственном контакте. Однако человек, лишенный зрения и слуха, может получать информацию от окружающего пространства на расстоянии — дистанционно. У слепоглухих детей отмечается необыкновенная тонкость обоняния. Обоняние позволяет почти всем слепоглухим отыскивать на расстоянии знакомого или незнакомого человека, узнавать погоду на улице по запахам из открытого окна, определять особенности помещений и отыскивать в них нужные предметы. Вибрационные ощущения являются основой для восприятия и формирования устной речи у слепоглухого ребенка. Например, слепоглухих детей обучают воспринимать устную речь ладонью руки, приложенной к шее собеседника и контролировать подобным образом свою собственную речь. С помощью вибрации голосовых связок ребенок научается идентифицировать различные звуки. Благодаря тактильно-вибрационной чувствительности к звукам, производимым при передвижении предметов и людей, ребенок может ощущать происходящее вокруг него также на определенном удалении. С возрастом слепоглухие способны определять на расстоянии приближающихся людей по походке, узнавать, что кто-то вошел в комнату, слушать рукой звуки музыки, определять ногами направление громких звуков, производимых в доме и на улице и т. д. Наряду с этими полностью сохранными возможностями обонятельной, вкусовой, осязательной, тактильно-вибрационной чувствительности слепоглухих необходимо обучать, по возможности, использовать остаточные зрение и слух.
Например, специальные занятия по развитию зрительного восприятия у детей с резидуальными нарушениями (с потерей зрения вплоть до светоощущения) могут научить их правильно пользоваться даже самым минимальным остатком зрения, которым ребенок может воспользоваться в процессе занятий физическими упражнениями, пространственной ориентировки, в учебной и трудовой деятельности. Успехи современной медицины сделали возможным возвращение способности слышать некоторым слепоглухим благодаря кохлеарной имплантации [5].
Следует отметить, что среди детей со сложными нарушениями развития, имеет место нарушение тактильной чувствительности, проявляющейся в виде тактильной гиперестезии. Гиперестезия (hyperaesthesia; от греч. слова hyper — сверх, aesthesis — ощущение) — повышенная чувствительность к раздражителям, воздействующая на органы чувств. К причинам ее проявления относятся: повышение чувствительности нервных окончаний, которая наблюдается при патологии кожи и слизистых оболочек (например, ранах, ожогах); повышение возбудимости нейронов сенсорной системы: главным образом сенсорных полей коры головного мозга, ядер миндалевидного комплекса и др. Это происходит, например, при неврозах, некоторых формах психических расстройств, энцефалитах. При тактильной гиперестезии даже легкие прикосновения (тактильные стимулы) вызывают неприятные, а порой болевые ощущения. Поведение детей может выражаться в отвергающем и эмоциональном реагировании на ощущение прикосновения. Дети, отвергающие тактильный контакт избегают ощущений от определенных видов одежды (шерсть, синтетика, грубые виды тканей и пр.), предпочитают одежду с длинными рукавами, избегают ходьбы босиком по траве или песку, им не нравится купаться, поскольку брызги воды чрезмерно возбуждают их нервную систему. Ребенок реагирует не только на чужие прикосновения, но и, на поглаживание по голове, дружеское объятие за плечи, которые могут вызвать у него чувство дискомфорта, а на неожиданные прикосновения отвечает агрессией. В таких случаях, следует помнить, что упражнения в парах, совместные игры, например, игра в пятнашки, могут вызвать у ребенка возбуждение, сильную эмоциональную реакцию или иные нарушения поведения. Такой ребенок избегает игровых заданий с мягкими игрушками. Однако некоторые из них имеют приятную тактильную стимуляцию — любимую игрушку, с которой предпочитают не расставаться. Избегание тактильных прикосновений отрицательно сказывается на развитии двигательных навыков, особенно движений рук, мелкой моторики. Практика работы с такими детьми показывает, что уверенное сильное надавливание на кожу (такое давление, чтобы не навредить ребенку) обычно приносит детям не только удовольствие, но и успокоение. Э. Джин Айрес предлагает надеть на ребенка утяжеленный жилет с наполнителем.
Своеобразие сенсорного развития может проявляться в виде нарушения теплообмена (нарушение теплового баланса организма), которое выражается в двух вариантах: гипотермия — охлаждение; гипертермия-перегревание, которые, в свою очередь, также затрудняют жизнедеятельность детей.
У детей со сложными нарушениями развития нередко отмечается нарушение проприоцептивных ощущений. Детям с нарушением интеграции проприоцептивных сигналов, как правило, очень трудно даются те действия, которые они не могут видеть.
Известно, что вестибулярная система связана почти со всеми зонами мозга. Она настолько чувствительна, что любая перемена положения и любое движение оказывают влияние на мозг. Вестибулярные расстройства, часто встречающиеся у детей со сложными нарушениями, могут быть причиной головокружения, нарушения или утраты равновесия, что может быть вызвано сбоями в обработке сенсорных сигналов в вестибулярной системе.
Дети, у которых сенсорная интеграция не эффективна или нарушена, не интегрируют эти ощущения должным образом. Например, при проверке зрения у ребенка не выявляются зрительные дисфункции, однако он испытывает трудности в пространственной ориентировке, зрительном подражании. Такие дети не адекватно оценивают расстояние до и между предметами, не в состоянии оценить их положение относительно своего тела. При нарушении функции вестибулярного аппарата снижается мышечный тонус, и ребенок быстро устает. В связи с этим дети, чей мозг неэффективно обрабатывает вестибулярные сигналы, с трудом удерживают голову прямо, сидя за столом. Все эти явления характеризуют нарушения вестибулярного механизма. Недостаточная обработка и интеграция мышечных и суставных ощущений в мозжечке и вестибулярных ядрах приводит к тому, что ребенок часто спотыкается и двигается неуклюже. Дети предпочитают сидячий образ жизни, в связи с этим снижается двигательная активность, отмечается гиподинамия. А, как известно, при дефиците двигательной активности, игр, задействующих все группы мышц, ребенок не получает сенсорной пищи, необходимой для развития мозга.
Своеобразие сенсорной интеграции детей со сложными нарушениями заключается в недоразвитии у них способностей к приему, переработке и хранению информации, недостаточности словесного опосредования, а также в возникновении различного рода функциональных перестроек. Так, при слепоглухоте в процессе развития ребенка, формируется очень сложная взаимосвязь между сохранными анализаторами и внешней афферентацией, то есть информацией, поступающей извне через осязание, обоняние, вкус, в некоторых случаях и через частично сохранные зрение и слух. Нарушение анализа зрительной информации, у этих детей, сочетаются с дефицитом зрительного внимания, т. е. не формируются основные сенсорные эталоны, что затрудняет различение признаков предметов. Дети имеют мало представлений о внешнем мире, что приводит к снижению образной памяти.
Одной из особенностей развития детей со сложной структурой нарушения является сниженный запас знаний и представлений, обусловленный обедненностью внешней информации из-за врожденного поражения важнейших в психическом развитии сенсорных каналов. Характерными особенностями представлений детей с сенсорными нарушениями являются фрагментарность, схематизм, низкий уровень обобщенности и вербализм [6]. Известная слепоглухая О. И. Скороходова [9], обращает внимание на то, что слепоглухие находятся в постоянном физическом напряжении. Ведь слепоглухонемой, лишенный зрительных и слуховых анализаторов, ощущает и воспринимает внешний мир всем организмом, а его руки — это видоизмененные «глаза», «уши» и «язык». Даже прогулки для слепоглухих связаны с целым рядом трудностей и чрезвычайным напряжением, т. к. им необходимо ощущать дорогу под ногами, представлять окружающее пространство, ощущать запахи, температурные изменения и колебания воздуха и многое другое.
Ребенок со сложным нарушением развития, в результате недостаточности сенсорно-моторного опыта, нарушения понятийного аппарата не сразу включается в предлагаемое ему задание. Даже при специально организованных методах обучения результаты оказываются различными, психика ребенка остается глубоко неразвитой.
Исходя из выше описанного своеобразия сенсорной интеграции детей рассматриваемой категории, очевидно, что слабое развитие восприятия оказывается одной из основных причин замедленного овладения деятельностью, жизненно необходимыми двигательными, социально-бытовыми умениями и навыками, что отрицательно сказывается на всем ходе физического и психического развития детей. В связи с этим, прежде чем, предъявлять ребенку учебный материал, вначале рекомендуется создать такие сенсорно-стимулирующие условия, при которых могут быть оптимально задействованы психомоторные возможности ребенка.
Помощь логопеда: упражнения для коррекции речевой функции
Логопедическая коррекция при сенсомоторной афазии является таким же фундаментальным методом лечения, как и применение медикаментов. Чтобы восстановить речь больного, используются различные упражнения для активизации деятельности правого мозгового полушария. Нижеописанный комплекс занятий по обучению пациента, перенесшего инсульт, направлен на восстановление в его памяти навыков подвижности челюстей, языка, губ. Выполнять его необходимо вместе с больным – он должен повторять за инструктором.
- Губы сложить в трубочку, вытянуть как можно сильнее и задержать в таком положении на несколько секунд, затем расслабить. Упражнения повторяют 10 раз.
- Нижнюю губу нужно слегка захватить зубами, как будто пытаясь прикусить ее, после чего отпустить и расслабить. То же самое проделать с верхней губой.
- Высунуть язык как можно дальше, напрячь шею и затаить дыхание на 3 секунды, затем выдохнуть. Повторить несколько раз.
- Языком облизывать губы, уверенно водя им по кругу по часовой стрелке и в обратную сторону.
- При максимальной напряженности языка попытаться свернуть его в трубочку, а после дотронуться его кончиком до верхнего неба.
Порядок коррекции моторной афазии
Логопедическая коррекция афазии включает в себя:
- отработку артикулярных дифференцировок;
- занятия, направленные на улучшение произношения;
- развитие лексического запаса, занятия по улучшению понимания речи;
- коррекция связности речи;
- избавление от речевых и письменных дефектов.
Чтобы коррекция афазия была успешной, с самого начала важно развить навыки слухового анализа. Ребенок должен без труда выделять нужные звуки и определять позиции, в которых они находятся. Главная задача коррекции – оживление речевого анализатора. Поэтому, прежде всего, логопед работает с сохранными звуками.
На следующем этапе нужно восстановить отсутствующие звуки. Тщательно прорабатывается акустическая, артикулярная и графическая составляющая каждого звука. Весьма полезны занятия, суть которых заключается в сопряженном (вместе с логопедом) повторении речевых рядов, например, БА-ПА, ПА-БА и др.
В дальнейшем, по ходу занятий из слогов складываются слова, словосочетания. Если пациент уже учится в школе, то также курс исправления афазии дополнительно включает упражнения по улучшению навыков письма, весь устный цикл повторяется в письменном виде. При письменной коррекции речи каждое слово анализируется, раскладывается на звуки и на буквы, даются упражнения. Например, ребенку нужно найти и восстановить отсутствующую букву, ответить на вопрос в письменном виде, завершить слово и др.
Мелодические напевы для возвращения речи
Во время выполнения упражнений при сенсомоторной афазии специалисты акцентируют внимание также на терапии мелодической интонации. Данная методика основана на активизации функций правового мозгового полушария. Достичь желаемого результата поможет пение или просто любимые музыкальные композиции. Если часто напевать мелодичные мотивы, ранее знакомые пациенту, он захочет однажды подпеть своему инструктору, пытаясь проговорить окончания фраз или отдельных слов. Также помогают скороговорки, которые проговаривают с больным, уже идущим на поправку. Этот способ работает эффективно, способствуя скорейшему восстановлению речи.
Растормаживание речи на начальных этапах развития афазии
Наиболее эффективным приемом устранения афазии и предотвращения усугубления проблемы является выведение на автоматический уровень речевых рядов путем выполнения таких упражнений, как пение, повторение фраз, договаривание предложения, скороговорки и др.
При растормаживании логопед полностью произносит предложение до последнего слова, выговаривая только один слог. Задача больного договорить последнее слово. Вначале логопед исследует пациента, определяет, что дается больному легче, глаголы, существительные, прилагательные.
Например: козочка блеет, а собачка … (лает); на дворе трава, на траве … (дрова); Лето, солнце, … (жара); возьми спички, разожги … (огонь).
Также при растормаживании удается добиться весьма хороших результатов, используя поговорки. Например: без труда не вытащишь и рыбку из … (пруда).
Если у пациента подобные упражнения вызывают трудности, а чаще так и бывает, помогает песня. Логопед запевает и когда больной начинает узнавать песню, на его лице расплывается улыбка.
Операция при неизлечимой афазии
Хирургический метод лечения последствий инсульта предполагает непосредственное вмешательство в черепную коробку пациента для проведения реваскуляризации нарушенной речевой зоны. Сегодня такое вмешательство осуществляют посредством экстра-интракраниальной трепанации черепа. Микроанастомоз помогает улучшить кровообращение головного мозга и оптимизировать состояние нервных клеток, возвращая им нормальную функциональность.
Физиотерапия для восстановления речи
Физиотерапевтические процедуры полезны для стимуляции речевой мускулатуры. При афазии назначают иглорефлексотерапию, электрофорез. Однако на сегодняшний день физиолечение после инсульта не имеет повсеместного распространения. При локальном и неглубоком поражении участка коры головного мозга методики действительно помогают откорректировать артикуляцию, однако они малоэффективны для восстановления восприятия слышимой пациентом речи. Не имеет точного подтверждения результативности и тактика биоуправления. Между тем сегодня данную лечебную тактику применяют для визуального контроля над восстановлением речи пациента.
Коррекция сенсорной афазии
Исправление сенсорной афазии проходит очень сложно, и весь процесс может длиться достаточно долго.
Коррекция сенсорной афазии включает:
- развитие фонематического восприятия. Поначалу ребенку нужно распознать звуки на слух, например, шелест, стук;
- восстановление понимания речи. На этом этапе проводится работа по улучшению произношения слов, схожих по звучанию, но с разным значением. Например, клубок-комок и т. п.
- развитие умения анализировать речь на слух (свою и окружающих). Школьникам также даются письменные задания, а также упражнения по чтению.
Людям, страдающим сенсорной афазией, очень сложно воспринимать информацию слова на слух. Поэтому при воспроизведении материала устный диктант нужно сопровождать зрительной и графической информацией.
План коррекции сенсорной афазии разрабатывается индивидуально. Занятия разрабатываются исходя из этиологии, возраста ребенка, масштабов поражения участков мозга.
Какова вероятность выздоровления?
Прогноз сенсомоторной афазии после инсульта относителен, так как точно сказать, сколько понадобится времени на реабилитацию больного, невозможно. Как правило, продолжительная усердная работа со специалистами дает заметные результаты уже через 6 месяцев. Надеяться на спонтанное выздоровление не стоит. В среднем при проведении разносторонней логопедической коррекции речь у пациентов восстанавливается только по истечении 2-3 лет.
Прогноз на выздоровление зависит также от индивидуальных особенностей больного и его возраста. Чаще пожилые люди тяжелее справляются с нарушением речи, крайне редко удается восстановить прежнюю способность общения с окружающими в полной мере. Однако при значительных размерах поражения коры головного мозга мало шансов на полную реабилитацию и у лиц сравнительно молодого возраста. Важно как можно раньше начать лечение и беспрекословно выполнять все врачебные предписания. Успех больного с сенсомоторной афазией на выздоровление маловероятен без помощи близких людей.
Диалогическая работа
Основной нашей работы в коррекции афазии является диалогическая речь.
Схема работы в данном направлении:
- больной повторяет готовую фразу-ответ;
- логопед подсказывает первые один-два слога, а больной должен завершить слово или фразу;
- пациент должен выбрать одно или несколько слов из сказанных логопедом;
- больной должен ответить на вопрос логопеда без подсказок.
Помните, афазия излечима. Если у взрослых процесс восстановления проходит затруднительно и занимает много времени, то у детей афазия лечится достаточно быстро и эффективно. Использование эффективных приемов, песни, упражнений по договариванию значительно ускоряет процесс развития у пациента связной речи.
Что делать, если в семье пациент с афазией
Родственникам человека, перенесшего инсульт, следует запастись терпением и приготовиться к длительному сложному пути реабилитации. Вернуть речевые функции при сенсомоторной афазии нелегко, но преждевременно опускать руки нельзя. Важную роль в выздоровлении будет играть исключительно позитивный настрой пациента, его целеустремленность и желание работать над собой. В первую очередь больной должен быть уверен, что не является обузой для своего окружения, чувствовать любовь самых близких и дорогих людей.
Чтобы вернуть речь после инсульта, необходимо соблюдать все рекомендации специалистов, регулярно выполнять логопедические упражнения. Да, процесс реабилитации действительно требует значительных усилий, но главное – не отчаиваться! Даже минимальные сдвиги станут стимулом для продолжения лечения и выздоровления.